ПРАВИЛА
пользования библиотечным фондом
Крымского юридического института (филиала)
Университета прокуратуры Российской Федерации


1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила пользования библиотечным фондом библиотеки Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации (далее – Институт) регламентируют общий порядок организации библиотечного и информационно-библиографического обслуживания студентов, профессорско-преподавательского состава и работников Института (далее – Читатели).

1.2. Настоящие Правила пользования библиотечным фондом Института разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Примерными правилами пользования библиотекой высшего учебного заведения, одобренные ЦБИК (Центральной библиотечно-информационной комиссией) Минобразования России в 2000 г., Уставом Университета, Положением об Институте, Правилами внутреннего трудового распорядка Института.

1.3. Библиотечное обслуживание представляет собой деятельность по выдаче во временное пользование из библиотечного фонда Института различных видов изданий научной, учебной, методической литературы, электронных документов и оказанию помощи в их выборе.

1.4. Для организации библиотечного обслуживания Читатель обязан предъявить библиотекарю паспорт или студенческий билет. На этом основании, а для слушателей, обучающихся по программам повышения квалификации, также на основании приказа о зачислении библиотекарь заполняет читательский формуляр и другие учетные документы.

2. Читатели, их права, обязанности и ответственность

2.1. Читатели имеют право бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг, предоставляемых Библиотекой:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда Библиотеки через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;
- получать из библиотечного фонда Библиотеки для временного пользования в читальном зале или на абонементе любые издания;
- получать консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;
- продлевать сроки пользования документами и информацией в установленном порядке.

2.2. Читатели обязаны бережно относиться к книгам и другим произведениям печати, полученным из фонда Библиотеки; возвращать их в установленные сроки, не выносить их из помещения Библиотеки, если они не зарегистрированы в читательских формулярах или других учетных документах; не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы; не вынимать карточки из каталогов и картотек.

2.3. При получении литературы Читатели должны тщательно просмотреть каждое издание и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом работнику Библиотеки, который сделает на книге соответствующие пометки. В противном случае ответственность за порчу книг несет Читатель, пользовавшийся изданием последним.

2.4. Ежегодно Читатели обязаны пройти перерегистрацию с предъявлением всей числящейся за ними литературы. Читатели, не прошедшие перерегистрацию. Библиотекой не обслуживаются.

2.5. При выбытии работников, студентов из Института, оформлении академического, декретного или отпуска по уходу за ребенком они обязаны вернуть в Библиотеку числящиеся за ними издания.

2.6. Читатели обязаны соблюдать Правила. Нарушившие их, или причинившие Библиотеке ущерб, компенсируют его в размере, установленном Правилами, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

2.7. Читатели, ответственные за утрату или повреждение изданий, обязаны заменить их такими же или признанными равноценными (в том числе копиями утраченных документов), а при невозможности замены – возместить их индексированную стоимость в трехкратном размере. Рыночную стоимость утерянных документов устанавливает комиссия на основании действующего приказа «О составе постоянно действующей комиссии по приемке основных средств, нематериальных и непроизведенных активов».

2.8. За пользование литературой сверх установленного срока Читатель лишается права пользования библиотечным фондом Библиотеки сроком на два месяца с момента возврата литературы в Библиотеку.

3. Библиотека, ее права и обязанности

3.1. Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию вышеперечисленных прав Читателей.

3.2. Библиотека обязана информировать Читателей о всех видах, предоставляемых Библиотекой услуг.

3.3. Библиотека обязана обеспечить Читателям возможность пользоваться всеми библиотечными фондами Библиотеки.

3.4. Популяризировать библиотечные фонды и предоставляемые услуги; совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание Читателей, внедряя компьютеризацию и передовые технологии:
- обеспечивать высокую культуру обслуживания;
- оказывать помощь Читателям в выборе необходимых документов;
- проводить устные консультации, предоставляя в пользование Читателей каталоги, картотеки и иные формы информирования, организовывать книжные выставки, библиографические обзоры и другие мероприятия;
- осуществлять постоянный контроль за невозвращением выданных документов в Библиотеку.

3.5. Создавать и поддерживать в Библиотеке комфортные условия для работы Читателей.

3.6. Отчитываться о своей деятельности перед руководством Института в соответствии с Положением о Библиотеке.

4. Правила пользования читальным залом Библиотеки

4.1. При заказе изданий в читальном зале Читатели предъявляют служебное удостоверение, студенческий билет или документ, удостоверяющий личность и по получении изданий расписываются на книжном формуляре. Книжный формуляр является документом, удостоверяющим дату и факт выдачи Читателю и приема работником Библиотеки книг и других произведений печати.

4.2. Число книг, других произведений печати и иных материалов, выдаваемых в читальном зале, – не более 10-ти единовременно. При наличии единовременного повышенного спроса число выдаваемых экземпляров может быть ограничено.

4.3. Энциклопедии, справочные издания, словари, текущая периодика, редкие и ценные книги, а также последний или единственный экземпляр издания выдаются только в читальном зале.

4.4. Не разрешается нарушать тишину и порядок в помещении Библиотеки.

4.5. Выносить документы из читального зала без разрешения работника Библиотеки запрещено. В случае нарушения этого правила Читатели могут быть лишены права пользования библиотечным фондом Библиотеки сроком на один месяц.

5. Правила пользования абонементом

5.1. Обслуживание Читателей на абонементе осуществляется по первому требованию.

5.2. За каждый полученный на абонементе экземпляр издания Читатель расписывается и ставит дату на книжном формуляре, который работник Библиотеки вкладывает в его читательский формуляр. При возвращении литературы книжный формуляр вынимается из читательского формуляра и вкладывается в кармашек книги, формуляры являются документами, удостоверяющими факт выдачи и сдачи изданий.

5.3. Сроки пользования и количество выдаваемой литературы:
- студенты– учебная литература выдается на семестр или на учебный год в количестве, определяемом в соответствии с учебными планами и образовательными программами, учитывая возможности фонда; научная и другая литература – три экземпляра единовременно, сроком на 10 дней;
- научные сотрудники – пять экземпляров единовременно, сроком на три недели;
- преподавательский состав– пять экземпляров единовременно, сроком на три недели;
- другие работники Института – три экземпляра единовременно, сроком на три недели.

5.4. С разрешения работника Библиотеки Читатели могут продлить срок пользования выданными изданиями, если на них нет спроса со стороны других Читателей.

5.5. Документы для использования на групповых занятиях выдаются на абонементе под расписку дежурному студенту, слушателю или преподавателю и оформляются в регистрационном журнале или картотеке формуляров книг, выданных на занятие.

5.6. Не подлежат выдаче на дом: энциклопедии, справочные издания, словари, текущая периодика, редкие и ценные книги, а также последний или единственный экземпляр издания, хранящийся в библиотечном фонде Библиотеки.

6. Правила пользования электронными ресурсами (электронной библиотекой)

6.1. Доступ к электронным ресурсам, сети «Интернет», справочно-правовым системам с целью удовлетворения информационных потребностей Пользователей организован в читальном зале Института, так и из любой точки, где есть интернет.

6.2. Работа с электронной библиотекой носит самостоятельный характер.

6.3. Пользователь имеет право:
- пользоваться изданиями на электронных носителях из фонда читального зала; электронными изданиями, являющимися приложениями к печатным документам из основного библиотечного фонда Института; ресурсами электронных библиотек; справочно-правовыми системами в локальной сети Института и в сети «Интернет», доступ к которым разрешен на территории Института и организован в читальном зале;
- пользоваться всем программным обеспечением, установленным в читальном зале;
- сохранять свои файлы в папке «Мои документы» на время сеанса работы на компьютере (по окончании сеанса работы, файлы Пользователей удаляются с компьютеров).

6.4. Пользователь обязан:
- соблюдать настоящие Правила и порядок работы на компьютере;
- бережно относиться к имуществу, оборудованию, техническому и программному обеспечению, электронным носителям; пользоваться только установленным программным обеспечением;
- использовать документы, полученные в Библиотеке (в т.ч. электронные документы) только в личных учебных или научных целях;
- не осуществлять коммерческое или иное распространение документов, т.е. не тиражировать их никакими возможными способами, включая печатный и электронный.

7. Режим работы Библиотеки

7.1. Работа Библиотеки регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка для работников Института с учетом потребностей учебного процесса.

7.2. Библиотека состоит из библиотечного фонда, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Гоголя, 7, ауд. 10.

7.3. В случае болезни работников Библиотеки используется принцип взаимозаменяемости.

7.4. Согласно действующему законодательству в предпраздничные дни рабочий день сокращается на один час.

7.5. В работе Библиотеки предусмотрен ежемесячный санитарный день, который проводится в библиотечном фонде в последний день месяца. Информирование происходит за одну неделю до санитарного дня. В санитарный день обслуживание Читателей не производится.